Россия: Москва +7 495 589-61-89 сайт
Кипр: Лимассол +357 9 940-27-61 сайт

Сотрудничество  |   Реклама    
 

  Поиск      
     

  Навигатор      
     

  Разное      
     

  Статьи

Экипировка мотоциклиста или как защитить себя от ветра, дождя и холода.


Экипировка мотоциклиста или как защитить себя от ветра, дождя и холода.

Экипировка мотоциклиста или как защитить себя от ветра, дождя и холода.


Автор: Вадим Дашук
Оригинал статьи на сайте www.motomir.ru

 

Штирлиц подумал. Ему понравилось. Он подумал ещё раз .

 

НЕ СЕЗОН

"Вот и лето прошло…, Только этого мало". Слова этой старой песенки сразу же пришли мне на ум, когда я выкатывал мотоцикл на улицу, где накрапывал осенний дождик и промозглый ветер с садистской методичностью обдирал последние листья с деревьев. "М-дааа…" - подумал я, смахивая с лица смачно пришлепнутый ветром мокрый желтый лист, "Не Калифорния!". Прогрев двигатель плюхнулся в моментально намокшее седло. Зад, брезгливо съежившись, возмущенно выдавил воду, и тонкие струйки потекли по штанинам в сапоги, вызывая смутные воспоминания раннего детства. "Тоска…, хорошо хоть штаны кожаные, на час, может, хватит" - опять подумал я, представив безрадостную картину езды на мотоцикле в мерзкую октябрьскую погоду. Все-таки главный минус мотоцикла - это езда в плохую погоду.

Осторожно выруливая на шоссе и поднимая фонтаны брызг от луж, въезжаю в поток. Здесь еще хуже. Вода уже со всех сторон. В мутном тумане неожиданно в лицо бьет мощная струя со встречной полосы, и пока на ходу протираю стекло с двух сторон меня аккуратно обдает грязью из под колес здоровых фур. Самосвал впереди неожиданно решает набрать первую космическую скорость, и расстреливает меня мощным потоком воды, причем успеваю заметить, что брызговики на его задних колесах предварительно убраны, видимо для удобства стрельбы застрявшими в межколесном пространстве камнями. В заключение из под тряпки, закрывающей содержимое его кузова, как бы нехотя, красиво омываемый водой, начинает сползать огромный кусок бетонной плиты с торчащей арматурой. Эффектно повиснув на арматуре и дождавшись момента перехода самосвалом звукового барьера, кусище шлепается передо мной на дорогу, окончательно убив остатки хорошего настроения и наведя меня на философские размышления.

Вот буржуи! У них там все здорово. И погода всегда замечательная и дороги отличные, ездей себе на моцыле хоть круглый год и все в кайф. Но СТОП. И у буржуинов же зима бывает. Да и климат в разных странах разный. Что то тут не так. А как же, например, в Финляндии или в Норвегии люди зимой ездят? Ведь видел же и весьма много мотоциклистов. И вот уже дома, после горячей ванны и кофе с коньяком, начинаю прорабатывать этот вопрос.

При езде на мотоцикле необходимо обеспечить себе три самых главных вещи:

а) Умение и навыки езды; 

б) Защиту (себя и мотоцикла) при падении;

в) Комфорт и удобство (для себя и, как ни странно, для мотоцикла).

 | книги вождение мото | мото экипировка

На первом пункте я даже не останавливаюсь, это само собой разумеется, второй пункт мы рассмотрим несколько позже, а вот третий - это как раз то о чем многие мотоциклисты у нас никогда не задумывались. Оказалось, что в цивилизованном мире существует огромное количество специальных вещей для того, чтобы мотоциклист чувствовал себя комфортно и удобно в любую погоду. Пользуясь этими вещами, все мотоциклисты в мире получают удовольствие от езды и в холод и в дождь и в слякоть не зависимо от класса или назначения их мотоцикла. Итак, рассмотрим лишь некоторые, основные вещи для комфорта и удобства. Сначала, конечно, для себя - любимых.

Так вот. Практически с конца прошлого века и до начала восьмидесятых годов этого единственным и лучшим материалом для мотоциклистов по прежнему оставалась натуральная кожа. Она прочна, практична и давно известна человечеству, как лучшая защита от ветра, дождя и холода. Не сильно сдала она позиции и сейчас. Большинство курток и подавляющее количество спортивных мотоциклетных комбинезонов делаются из кожи. Но, к сожалению, кожа - материал с "застывшими" свойствами. Ее нельзя как то улучшить и приспособить для определенных условий. Максимум, что можно с ней сделать - это продырявить. Тогда получиться перфорированная кожа, подходящая для езды в жаркую погоду. Вентиляция, конечно, будет отличная, но вот когда пойдет дождь станет не до шуток. Таким образом, универсальная кожаная одежда была хороша тогда, когда и сам мотоцикл был просто мотоциклом.

Один тип на все случаи жизни. Но как только стали появляться различные мотоциклетные направления, тут то и оказалось, что кожа устраивает далеко не всех. Для высоких скоростей она не достаточно защищала, для эндуро - слишком тяжелая, для кросса вообще не годилась, и только байкер снимет свою любимую потертую кожаную косуху только для просушки в случае вылета в кювет с водой после принятия контрольной 13-ой бутылки пива. И вот тут под радостные вопли любителей животных и овации общественности на сцену выходит почтенная дама НАУКА и дарит человечеству новые материалы. Подарки получает и наш брат - мотоциклист. Всесторонне обмозговав возникшие потребности и совместив их с достижениями этой самой науки, буржуйская промышленность оперативно стала обеспечивать комфорт и удобства, затосковавшим было мотоциклистам. И вот результаты:

Подходит бабуля к внучеку, прикладывает руку ко лбу и говорит:

- Внучек! Какая у тебя большая температура!
- Да не баб, это ты остываешь.
 

 

НАШИ ВРАГИ

Все мотоциклетные погодные обламыватели кайфа можно свести всего к двум неблагоприятным составляющим:

- температурные условия (холод или страшная жара)

- неблагоприятные осадки (дождь или снег)

Ну и где то между ними еще болтается ветер, который, как шпион-перебежчик работает то на первых, то на вторых.

Итак, ТЕМПЕРАТУРА. Мне, например, одинаково плохо, когда я или замерзаю, или когда плавлюсь от жары. Но есть люди, которым лишь бы не холодно. Поэтому рубашка на футболку, два свитера, телогрейка, толстый шарф, сверху кожаную куртку, шапку-ушанку под шлем и все это втиснуть в длинный плащ "а-ля Почтальон Печкин", и вот космонавт Герман Титов едет на мотоцикле к месту старта. Особенно мне всегда хотелось посмотреть, как такой водолаз залезает на моцыль, или снимает что-нибудь из своего утеплителя. Подозреваю, что имеются оруженосцы. Причем с утраченным чувством обоняния, т.к. не каждый хозяин способен регулировать процесс потоотделения. Поэтому, если у вас мотоцикл с коляской, то можете поселить в ней адъютанта с необходимым оборудованием для одевания, залезания, раздевания, и проч. А шибко продвинутым деятелям мотоциклетного движения представляю следующий джентльменский набор для комфортной езды:

А) Бельишко нательное. Естественно это не просто обычные панталоны с рубашкой в стиле "Прощай молодость", а специальное термобелье , из материала, позволяющего поддерживать естественную температуру тела.

В зависимости от назначения есть несколько видов такого белья. Более легкое и тонкое предназначено для теплой погоды. Оно активно испаряет тепло от тела и защищает от ветра. Идет обычно комплектом из футболки и шорт (типа велосипедных). Для холодной погоды белье более толстое и состоит из нескольких компонентов-материалов, имеющих уникальные свойства. Такое белье задерживает тепло, но впитывает и испаряет образовывающуюся влагу, т. е. кожа всегда остается сухой. Как правило, такое белье выпускается в виде цельного комбинезона. Есть еще промежуточные универсальные варианты, подходящие практически для любых условий. В принципе, уже наличие такого белья позволяет даже в прохладную погоду одевать сверху сразу комбинезон, минуя всякие свитера и толстовки. Это весьма важно, так как если вы гоняете на спорт байке и уже купили себе комбез, то в правильно подогнанный комбинезон можно влезть только с мылом, на то он и "вторая кожа". Мерили Вы его естественно на футболку, не подразумевая наличие свитера, а выложить еще 900 - 1300$ за второй комбез побольше, я думаю, сможет не каждый. Поэтому термобелье - самый лучший выход продлить мотосезон до заморозков.

Б) А что же делать тем, кто ни за что не может расстаться со своими любимыми семейными трусами в полоску? Может это память о любимом дедушке, или фамильная реликвия, всякое же бывает?! Нет проблем! Вы можете приобрести себе одежду со специальной подкладкой, имеющей те же свойства сохранять тепло и отводить влагу. Поэтому обращайте внимание на бирки. Хватайте сразу, если увидите значки VALTHERM или THINSULATE. Увидев DRYLINE, SHELTEX и AIRTEX немного подумайте и тоже хватайте.

В) И вот юный (а может и не очень) челюскинец, выкопав мотоцикл из сугроба, в ясный январский денек начинает движение в сторону шоссе. Что же он чувствует, наивно полагаясь на супер-подкладку VALTHERM, нательное белье и дедушкины трусы в полоску? ХОЛЛЛОДдд-д-д-д…!!! А посему, байкерам заполярья рекомендую различные свитера и толстовки из ФЛИСа (Fleece). Вещь - супер! Я лично попробовал при минусовой температуре проехаться, сначала одев под куртку толстый шерстяной свитер, а затем специальную флисовую толстовку. Разница, как говорится, на лице. В первом случае лицо было синюшнего оттенка с ярко красным носом и застывшими горизонтально соплями. Ледяной ветер забрался под куртку и моментально просифонил насквозь толстый свитер, поколебав мое доверие к текстильной промышленности. Вдобавок толстый свитер ну очень стеснял движения, и было дико неудобно управлять мотоциклом в тесной пробке. Побыв пингвином минут сорок на второй тест ехать абсолютно не хотелось, тем более при виде тоненького флисового свитерка. Но сделав героическое усилие и отгоняя дух генерала Карбышева я все таки сделал ЭТО.
 
Результаты превзошли все мои ожидания. Тоненький флисовый свитерок моментально согрел скрюченное тельце и полностью защитил от пронизывающего ветра. Учитывая, что под курткой его практически не чувствуешь, управление мотоциклом так же подконтрольно, как и летом. Помимо ФЛИСОВЫХ свитеров могу, так же порекомендовать марку POLAR TECH и свитера из MICROFIBRE.

 | материалы свойства  |

По себе знаю, как бы ты тепло не одевался, но если у тебя замерзли руки или горло - все, холодно будет даже под 35-ю свитерами и куртками. Поэтому повторяю - главное, чтобы грабли не крючило и шею не сифонило! В связи с чем настоятельно рекомендую обратить внимание на перчатки. В конце концов, замершие несгибающиеся кисти, это просто опасно. Четкий контроль над рычагом тормоза - залог эффективного торможения. Поэтому лучше всего иметь как минимум две пары перчаток , на теплую и на холодную погоду. И тех и других существует множество видов. Все зависит от толщины Вашего кошелька.

Серьезные фирмы вообще имеют ассортимент перчаток на каждый сезон. Эксперименты с толстыми снегоходными перчатками или дворницкими меховыми варежками ни к чему хорошему не приводят. Газ не чувствуешь совсем. Если же Вы уже обладаете крутыми шоссейными перчатками и не расстаетесь с ними даже в ванной (т.к. любите их безумно и других Ваш бюджет уже не выдержит), то для холодной погоды могу посоветовать специальные матерчатые перчатки, одеваемые под основные.

Теперь шея. Раньше единственным моим спасением была бандана. Эта супер универсальная вещь может использоваться как защита шеи от холода, лица от пыли, хаера от ветра, а еще это и полотенце, и бинт, и жгут, и фару ночью протереть, и при девушке галантно сморкануться. В общем, сложно нормальному мотоциклисту представить, чем такую универсальную вещь можно заменить. Но я, все таки, за узкоспециализированные вещи, пугает меня, знаете ли универсализм. Тем более, когда начинаешь разбираться в предмете. Как вам, например универсальная расческа с рожком для обуви или утюг с возможностью кипятить воду для чая? (реальные кстати вещи). Поэтому представляю уникальное изобретение - так называемые "мембранные материалы". WIND STOPPER, WIND TEXT, CORDURA - материалы полностью защищающие Вас от ветра. Эти материалы присутствуют не только в различных видах шейной и лицевой защиты, но и в свитерах, белье, и даже в куртках и штанах. Что же касается шеи, то есть несколько видов защиты из WIND STOPPERа, кому, что больше нравиться. Есть просто шарфообразные передники-жабо на липучке, есть полумаски, закрывающие шею и нижнюю часть лица, есть целые маски с прорезями для глаз и т.д., и т.п. Итак, будем считать, что, в общем, с ветром и холодом мы успешно справились.

 | маски/платки  | перчатки тёплые | электроодежда  | комбинезоны утеплённые

Теперь еще несколько небольших, но полезных советов. В первую очередь подумайте о приобретении подшлемника. Самый простой матерчатый подшлемник стоит всего около 8$, но польза от него огромная. Выглядит он как любимый атрибут уважающего себя ОМОНовца, т.е. - маска с прорезью. Те, кто ездит по городу в открытом шлеме, первыми оценят эту незамысловатую штуковину, достаточно посмотреть на себя в зеркало после получаса езды в городских пробках. Приобрести подшлемник дешевле, чем вывести из строя все дизельные грузовики и заставить муниципалитет убирать мостовую. Помимо этого с ним в холодную погоду лучше защищается горло и не мерзнет лицо, особенно, если Вы купите чуть дороже подшлемник из WIND STOPPERа. Потом гораздо проще постирать подшлемник, чем чистить не отстегивающиеся внутренности шлема. Да и большинство шлемов со временем разнашиваются и начинают неправильно сидеть на голове. Эту проблему тоже решит подшлемник. В крайних случаях он может так же решить некоторые, описанные выше проблемы вместо банданы.

Следующая полезная вещь - отсекатель дыхания и нижняя защита в шлем. Даже если Вы обладатель закрытого ARAI за 850$ с уникальной системой вентиляции, это не застрахует Вас в прохладную погоду от запотевания стекла шлема изнутри при остановках. Единственным решением является отсекатель дыхания, который в купе с нижней защитой даст полный комфорт, как при движении на очень высокой скорости, так и при остановке. Обычно они универсальные и подходят для любых шлемов.

И напоследок несколько слов о жаре. Да, именно о той, редкой для нас 35-ти градусной жаре, когда останавливаться на светофоре - смерти подобно. Можно быть заживо изжаренным палящим солнцем и раскаленным двигателем. Сама мысль - одеть куртку - становиться крамольной еще на подлете к правому уху. Но вот другая мысль - о повышенном коэффициенте стираемости кожи об асфальт - подлетев к левому уху, заставляет что-нибудь предпринимать. В такие моменты я, например, обхожусь Дайнезовской сеткой-защитой на футболку, и сверху кроссовая T-SHIRT. Во первых все в дырку, во вторых помимо реальной защиты еще и пассивная безопасность в виде яркой, аляпистой расцветки, в третьих - отлично стирается. Рекомендую. Единственная проблема - незаправленная майка на скорости за 200 норовит налезть на голову и закрывает обзор. Тут уж или две большие английские булавки к штанам, или пелагрируйте в правом ряду.

И уж совсем напоследок, если позволяют финансы, приобретите специальный пояс . Он защищает нижнюю часть спины от холода и, самое главное, фиксирует позвоночник при длительных нагрузках. Так же это в некотором роде и защита при падении. Для мототуристов и в дальних поездках - незаменимая вещь.

 

- Купил себе моющиеся обои, так третий день в ванную попасть не могу.
- Почему?
- МОЮТСЯ!!!
 
 
 

ВОДИЧКА И ПРОЧИЕ ТАМ ОСАДКИ

Теперь представим совсем тухлую картину. На градуснике + 5 и идет дождь. Нет, даже не дождь, а конкретный ливень. Но надо ехать. И вот Вы, шлепая по ледяным лужам, идете к мотоциклу, ярко представляя в каком виде Вы приедете в конечный пункт назначения. Попробуем несколько изменить положение. Станемте добиваться комфорта и увлечемся защитой от дождя и прочих там осадков.

Итак - ДОЖДЬ. На самом деле все не так плохо, как Вы себе представляете. Дождливая погода имеет всего несколько неблагоприятных отличий от хорошей: ухудшение сцепления с дорогой, ухудшение видимости, и дискомфорт от промокшей одежды. Соответственно, если убрать эти составляющие, то можно управлять мотоциклом с таким же удовольствием, как и в хорошую солнечную погоду. Самая неприятная и трудно исправляемая проблема - ухудшение сцепления с дорогой. Тут все зависит в основном от Вашего опыта и умения. Естественно уже не приемлемы такие же скорости и углы поворотов, как при сухом асфальте. Помочь может, помимо трезвого расчета, только хорошая резина (или коляска сбоку :)). С оставшимися проблемами справиться гораздо легче.

Ухудшение видимости опять таки сводится к постоянному заливанию водой и забрызгиванию стекла шлема грязью. Если Ваша фамилия Кулибин - приделайте к шлему "дворники", если Рокфеллер - купите Gold Wing. Для остальных - несколько советов. Как правило, самым простым способом очистить стекло шлема является периодическая протирка его ребром указательного пальца в перчатке на ходу. Протирать пальцем без перчатки неэффективно, как и прочими сторонами оного. Остановка для протирки тряпкой увеличивает время в пути примерно в 5 - 6 раз. Для улучшения данного нехитрого действия многие фирмы производят мотоциклетные перчатки со специальной полоской замши на левом указательном пальце. Практически все туристические мотоциклетные перчатки имеют такую нашлепку. Если Вы женаты или только что из армии, то такую полоску можно пришить к своим перчаткам в домашних условиях. Холостякам рекомендую просто купить такой "напальчник" на липучке с резиновой полоской. На самом деле, хоть это и самый простой способ добиться хорошей видимости, но пластиковое стекло шлема от таких действий портится капитально. Я вообще не рекомендую протирать стекла шлемов тряпкой (даже со стеклоочистителем). Грязь на стекле, по сути, это очень мелкие твердые частицы песка и мельчайшие камешки, которыми Вы старательно будете царапать мягкий пластик, успокаивая себя тем, что брызгаете стеклоочистителем. Будьте уверены, что через несколько недель такой протирки Вам будет удобней ездить без стекла, чем с ним. Поэтому для чистки визира (это, как бы правильное название стекла мотошлема) лучше снять его со шлема и аккуратно промыть с мылом под краном, дать высохнуть и протереть бумажной салфеткой. Тем более, что практически все нормальные шлемы сейчас производятся с использованием системы Быстрой Замены Визира (т.е. не нужны отвертки и проч., просто отщелкнул и снял).

 | чистка шлема |


Кстати, для комфортной езды хорошо бы иметь два визира для одного шлема, тонированный для солнечной погоды и простой для езды вечером и ночью. Втискивать темные очки в закрытый шлем, мне, например, не удобно, но это дело вкуса и кошелька, ведь визиры на хороший шлем стоят от 40 до 80$. Что бы не попадать из-за протирки на новый визир есть еще один неплохой способ добиться сносной видимости в дождь. Идете в любой магазин авто запчастей и покупаете пузырек так называемого средства "АнтиДождь" для лобовых стекол автомобилей. Для автомобилей оно на самом деле малоэффективно, т.к. быстро стирается стеклоочистителями, а вот если его несколько раз с перерывом в час нанести на визир, то, по крайней мере, неделю Вы действительно будете наблюдать в дождь за чистым стеклом и скатывающимся на куртку шарикам воды.

Для очистки совести на внутреннюю сторону визира можно нанести еще купленное там же средство "АнтиФог" от запотевания стекол, но эффективней все-таки поставить описанный выше отсекатель дыхания. Если Вы счастливый обладатель эндуро и катаетесь в кроссовом шлеме, то можно приобрести себе профессиональные кроссовые очки с системой очистки от грязи. Работает это недешевое устройство по принципу Красной Шапочки: дернул за веревочку, стекло и очистилось. Правда от дождя это, конечно, не спасет, но на грунтовых дорогах, образно говоря, в грязь лицом не ударите.

Итак, пардон за каламбур, с хорошей видимостью покончили. Теперь начнем защищаться от промокания. Защищаться начнем сверху и пойдем, так сказать вглубь. Самый простой и дешевый способ остаться сухим, это вовремя надеть непромокаемый специальный комбинезон. Натягивать его поверх всего, конечно, не удобно, но зато он обойдется Вам всего в 20 - 30$. Самые дешевые делаются обычно из PVC (ПолиВинил, или в народе - клеенка), все швы клееные или на температурной сварке. Этот вариант подойдет, как дежурный, для тех, кто мало ездит. Комбинезон крайне непрочный, быстро рвется, при низкой температуре становится колом, а вкупе с кардинальной влагонепроницаемостью дает ощущения упакованности в футляр. Но зато дешев. Рекомендую также вместо бани, для сгона лишнего веса. Потеть будете ручьями. Лучше же потратить на 20 - 30$ больше и купить хороший дождевой комбез из прорезиненного нейлона. Он во первых гораздо легче, чем клеенчатый, не рвется на сгибах, гораздо долговечней, а во вторых его проще одевать. Хотя тело все равно не "дышит". Для скутеристов вообще выпускается специальные плащи, что гораздо удобней. Накинул и поехал. Но плащ позволяет только конструкция скутера, на мотоцикле при скорости за 100 км.ч. он превратится в тормозной парашют.

На руки специальные резиновые перчатки поверх основных и на ноги такие же "чехлы". Некрасиво, зато сухо. Причем когда будете выбирать себе защиту для ног, прикиньте, как вы ее будете использовать. Для дальних поездок подойдет или дешевый непромокаемый полностью закрытый чехол или защита без подошвы, которая держится на резинке под каблуком. Если Вам придется часто слезать с мотоцикла и куда то отходить, то такая защита быстро протрется и порвется. Тогда лучше купить резиновый "чулок" с подошвой. В нем можно ходить, не корячась, снимая каждый раз мокрые чехлы. Для особо продвинутых мототуристов есть еще непромокаемый специальный чехол. Он одевается на руль и имеет отверстия, в которые просто засовываешь руки, что бы добраться до ручек. На чопперах и классиках это еще играет роль и своеобразного щитка. Но это уже больше из разряда экзотики. Ну вот, с дедовскими способами защиты от дождя разобрались. Но не всякому захочется заниматься чехардой с раздеванием и одеванием.

Теперь, наконец, о приятном. Крэкс, пэкс, фэкс - появляется Gore-Tex. И не просто появляется, а величественно вплывает. Поданные падают ниц, и с благоговением произносят хвалебные оды, ибо…! Ибо круче и нужней вещи для современного мотоциклиста трудно себе представить. Сей гениальный материал решил главную проблему двухколесной братии - полную защиту от дождя и всяких мокрых осадков. Выйти сухим из воды, - не это ли вековая мечта человечества?! (во всех смыслах) И вот - свершилось! "Ну и что?" - спросят шибко умные читатели, "Комбез из клеенки тоже воду не пропускает. За что платить то?" "Ха-ха-ха - 15 раз" - рассмеется им прямо в лицо автор. И