|
Поиск |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Навигатор |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Разное |
|
|
|
|
|
|
Тесты и советы :: Расходники ::Аккумуляторы |
|
|
|
|
|
|
|
Тесты - аккумуляторы
Литровый байк заглох в левом ряду скоростной магистрали. Жму на кнопку стартера, но аккумулятор не в силах запустить двигатель... Слева - метровый отбойник, справа - нескончаемый поток машин. Знаете, сколько времени автомобиль стоит нетронутым в левом ряду? По статистике, не более трех минут - и в него обязательно кто-нибудь въезжает.
В том приключении виноват был я сам: сел на мотоцикл, который не смог завестись от собственной батареи, так я удосужился "прикурить" - понадеялся, что во время поездки батарея зарядится от генератора. Не зарядилась...
Такие аккумуляторы используются на тяжелой мототехнике - они для аппаратов с большеобъемными двигателями, снегоходов и ATV. "Размерчик" оказался редким - удалось найти только пять моделей: Varta 51801518 из Германии, отечественный аккумулятор - 6МТС-18А1, он из Комсомольска-на-Амуре (завод КнААЗ), Yuasa Yumikron YB18-A - японский, СТХ18L-BS Kyoto, произведенный в Тайване. Аккумулятор YB18L-A Kyoto не содержит на корпусе надписи о стране-производителе. По маркировке напоминает Yuasa, в магазине же уверяли, что производитель тот же - Тайвань.
Испытания производили основательно - в аккредитованной Госстандартом лаборатории. База для проведения теста - действующие в России требования ГОСТ 959-91 - "Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные напряжением 12В для автотракторной и мотоциклетной техники". Результаты приведены в таблице 1.
Начали с осмотра внешнего вида - как сержант осматривает солдат на утреннем построении: все должны быть опрятны и подтянуты. Этот этап без замечаний выдержали все. Второй "пункт программы" - проверка правильности и четкости маркировки - она должна быть прочной, разборчивой, содержать название страны и фирмы-производителя - покупателю надо же видеть, что берешь. Только одна батарея вызвала подозрения - YB18L-A Kyoto: название страны на ее корпусе нет. А вот дату изготовления обнаружили на одном лишь отечественном изделии. Еще о надписях. Номинальное напряжение и емкость указаны на 6МТС-18, YB18-A Yuasa и на Varta, ток стартерного разряда - только на той, что из Комсомольска (90А по ГОСТ) и Германии (180А по Единым европейским нормам - ЕЕН). Знаки полярности - и на том спасибо - нанесены на всех.
YB18-A Yumikron. Производитель – Yuasa, Япония. Габаритные размеры: 187,5х89,5х162 мм. Масса с электролитом – 5,5 кг, необслуживаемая. Цена – 2800 руб. Самая легкая из представленных образцов. Соответствует всем техническим требованиям. Несомненный лидер теста.
В первом испытании определили фактическую емкость опытным путем: при температуре +25°С разряжали аккумуляторы током 0,9А на протяжении 20 часов до достижения напряжения на клеммах 10,5V. Заявленную емкость подтвердили все испытуемые.
51801518 Varta. Производитель – Германия. Габаритные размеры: 189х89,5х163 мм. Масса с электролитом – 5,8 кг. Цена – 2600 руб. При покупке продавцы выдали талон о гарантии изделия на 12 месяцев. На его оборотной стороне подробная инструкция (на русском языке) о подготовке к эксплуатации и правилах пользования. Батарея продемонстрировала очень ровные показатели во всех режимах работы.
Большинство современных мотоциклов запускается с помощью электростартера, поэтому способность батареи кратковременно выдавать большой ток весьма актуальна. Все ли ею обладают? Провели два вида испытаний. Первое - на соответствие требованиям ГОСТ 959-91, а второе - Единым европейским нормам (пришла пора ориентироваться на них: со следующего года они вводятся в России). Осмотр показал, что в качестве стартерных предлагается использовать только КнААЗовский и Varta. Но мы ведь дотошные, так что испытывать решили все образцы. В каких условиях? При температуре минус 180С, токе нагрузки Iр = 90А. Согласно стандарту, напряжение на выводах батарей на 30-й секунде не должно упасть ниже 9,0V. С этой задачей все справились успешно.
СТХ18L-BS Kyoto. Производитель – Тайвань. Габаритные размеры: 205х89,4х162,5 мм. Масса с электролитом – 7,5 кг, необслуживаемая. В комплект поставки входит кассета с электролитом, крепеж и инструкция по приведению в действие и эксплуатации (на английском). Цена – 3100 руб. Эта батарея превысила заявленный показатель по емкости на 6,5Ah и показала лучшие результаты при 20-часовом разряде.
Европейские нормы куда жестче отечественных - они предполагают два испытания в стартерном режиме. В первом случае на батарею при температуре +25 подается нагрузка 180А, через 10 секунд напряжение на выводах должно быть не менее 7,5V. Так вот ни одна из испытуемых батарей с этой задачей не справилась (близкий к требуемому результат показал YB18L-A Kyoto - 7,4V ).
6МТС-18А1. Производитель Россия – «Комсомольск-на-Амуре аккумуляторный завод». Габаритные размеры: 187х91х162 мм. Масса с электролитом – 6,24 кг. Необслуживаемая. В комплекте поставки прилагается крепеж для подключения к электрической сети. Цена – 445 руб. Соответствует всем требованиям ГОСТа. Лучшее соотношение «цена–качество».
Следующая европейская пытка: при нагрузке батарей током 108А в течение 1,5 мин падение напряжения в режиме "старт" должно быть не менее 6V. С этим справились все образцы. В заключение определяли фактические удельные характеристики батарей: какие из них надежны с точки зрения соотношения электрических показателей к массе и объему. В мотоциклетной технике эти характеристики важны.
YB18L-A Kyoto. Производитель – предположительно Тайвань. Габаритные размеры: 188х89,5х163 мм. Масса с электролитом – 6,37 кг, сухозаряженная. В комплекте поставки прилагается крепеж для подключения к электрической сети. Цена – 2900 руб. По совокупности характеристик – средний результат.
Определяли соотношение следующим образом. Показатель фактической емкости умножается на среднеразрядное напряжение, определенное в нескольких контрольных замерах при 20-часовом разряде и делится на фактическую массу или объем. Вот что получили, например, от аккумулятора-"японца". При емкости 18,6Ah, напряжении 11,82V и массе 5,5 кг вывели коэффициент 39,9Вт.ч/кг - средний результат. Надо сказать, это так себе - "тайванец" при огромной емкости - 24,5Ah, напряжении 11,9V и массе 7,5 кг "выдал" коэффициент еще ниже - 38,9 Вт.ч/кг. Но в результате простого сравнению японская батарея оказалась безусловным лидером теста по этому типу характеристик.
Результаты замеров характеристик приведены в таблице 2.
Все представленные аккумуляторные батареи соответствуют требованиям ГОСТ 959-91. Самые высокие удельные характеристики, посчитанные по фактической емкости при 20-часовом разряде и при стартерном режиме, показали YB18L-A Kyoto, YB18-A Yuasa и 518015018 Varta. 9
Примечание. Все аккумуляторные батареи куплены в торговой сети. Редакция не занималась проверкой подлинности информации о производителях.
Таблица 1 Результаты батарей на соответствие ГОСТу и ЕЕН |
Вид испытаний |
Требования по ГОСТу 959-91 |
6МТС-18 А1 |
YВ18L-A Kyoto |
YB18-A Yuasa |
CTX18L-BS Kyoto |
518015018 Varta |
Испытание на емкость
при 20 -часовом режиме разряда, Ah (min-max) |
Не менее 18Ah |
19,3-20,0 |
20,7-22,7 |
17,6-18,6
|
18,6-24,5 |
19,3-20,4 |
Испытание стартерным режимом разряда при t - (18+-1)0C и токе 90А Параметры разряда: напряжение на выводах на 30-й сек и начала разряда не менее 9,0V 9,0 9,35 9,35 9,2 9,3 Продолжительность разряда не менее 2,5 мин 3,37 4,2 3,57 2,5 3,57 I = 180A (в течении 10с), пауза 10с Напряжение на выводах на 10-й сек от начала разряда не менее 7,5 V 6,4 7,4 7,1 6,35 7,3 Разряд Ip= 108A До напряжения 6,0V Общая продолжительность Разряда не менее 1,5 мин 2,37 2,65 2,20 1,5 2,52
Таблица 2 Фактические характеристики батарей Тип батареи и фирма- изготовитель Фактическая емкость, Ah Среднее разрядное напряжение, V Масса батареи с электролитом, кг Объем батареи, дм 3 Удельные характеристики При 20-часовом режиме разряда На стартерном режиме разряда при t= -18oC и токе Ip=90A Вт.ч/кг Вт.ч/дм3 Вт.ч/кг Вт.ч/дм3 6 МТС -18А1 КнААЗ 20,0 11,83 6,24 2,78 37,9 85,1 0,074 0,167 YВ18L-A Kyoto 22,7 11,81 6,37 2,77 42,1 97,8 0,094 0,219 YB18-A Yumikron Yuasa 18,6 11,82 5,5 2,72 39,9 80,8 0,092 0,186 CTX18L-BS Kyoto 24,5 11,9 7,5 2,98 38,9 97,8 0,031 0,077 518015018 Varta 20,4 11,82 5,88 2,76 41,0 87,3 0,085 0,081
Владимир БЕЗРУКОВ
|
|
Трассы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Страны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|