Россия: Москва +7 495 589-61-89 сайт
 
  Поиск      
     
  Навигатор      
     

  Разное      
     

  Тесты и советы :: Расходники ::Аккумуляторы

Тесты - аккумуляторы

 

Литровый байк заглох в левом ряду скоростной магистрали. Жму на кнопку стартера, но аккумулятор не в силах запустить двигатель... Слева - метровый отбойник, справа - нескончаемый поток машин. Знаете, сколько времени автомобиль стоит нетронутым в левом ряду? По статистике, не более трех минут - и в него обязательно кто-нибудь въезжает.

В том приключении виноват был я сам: сел на мотоцикл, который не смог завестись от собственной батареи, так я удосужился "прикурить" - понадеялся, что во время поездки батарея зарядится от генератора. Не зарядилась...

Такие аккумуляторы используются на тяжелой мототехнике - они для аппаратов с большеобъемными двигателями, снегоходов и ATV. "Размерчик" оказался редким - удалось найти только пять моделей: Varta 51801518 из Германии, отечественный аккумулятор - 6МТС-18А1, он из Комсомольска-на-Амуре (завод КнААЗ), Yuasa Yumikron YB18-A - японский, СТХ18L-BS Kyoto, произведенный в Тайване. Аккумулятор YB18L-A Kyoto не содержит на корпусе надписи о стране-производителе. По маркировке напоминает Yuasa, в магазине же уверяли, что производитель тот же - Тайвань.

Испытания производили основательно - в аккредитованной Госстандартом лаборатории. База для проведения теста - действующие в России требования ГОСТ 959-91 - "Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные напряжением 12В для автотракторной и мотоциклетной техники". Результаты приведены в таблице 1.

Начали с осмотра внешнего вида - как сержант осматривает солдат на утреннем построении: все должны быть опрятны и подтянуты. Этот этап без замечаний выдержали все. Второй "пункт программы" - проверка правильности и четкости маркировки - она должна быть прочной, разборчивой, содержать название страны и фирмы-производителя - покупателю надо же видеть, что берешь. Только одна батарея вызвала подозрения - YB18L-A Kyoto: название страны на ее корпусе нет. А вот дату изготовления обнаружили на одном лишь отечественном изделии. Еще о надписях. Номинальное напряжение и емкость указаны на 6МТС-18, YB18-A Yuasa и на Varta, ток стартерного разряда - только на той, что из Комсомольска (90А по ГОСТ) и Германии (180А по Единым европейским нормам - ЕЕН). Знаки полярности - и на том спасибо - нанесены на всех.

YB18-A Yumikron.
Производитель – Yuasa, Япония.
Габаритные размеры: 187,5х89,5х162 мм.
Масса с электролитом – 5,5 кг, необслуживаемая.
Цена – 2800 руб.
Самая легкая из представленных образцов.
Соответствует всем техническим требованиям.
Несомненный лидер теста.
 

В первом испытании определили фактическую емкость опытным путем: при температуре +25°С разряжали аккумуляторы током 0,9А на протяжении 20 часов до достижения напряжения на клеммах 10,5V. Заявленную емкость подтвердили все испытуемые.

51801518 Varta.
Производитель – Германия.
Габаритные размеры: 189х89,5х163 мм.
Масса с электролитом – 5,8 кг.
Цена – 2600 руб.
При покупке продавцы выдали талон о гарантии изделия на 12 месяцев.
На его оборотной стороне подробная инструкция (на русском языке) о подготовке к эксплуатации и правилах пользования.
Батарея продемонстрировала очень ровные показатели во всех режимах работы.


Большинство современных мотоциклов запускается с помощью электростартера, поэтому способность батареи кратковременно выдавать большой ток весьма актуальна. Все ли ею обладают? Провели два вида испытаний. Первое - на соответствие требованиям ГОСТ 959-91, а второе - Единым европейским нормам (пришла пора ориентироваться на них: со следующего года они вводятся в России). Осмотр показал, что в качестве стартерных предлагается использовать только КнААЗовский и Varta. Но мы ведь дотошные, так что испытывать решили все образцы. В каких условиях? При температуре минус 180С, токе нагрузки Iр = 90А. Согласно стандарту, напряжение на выводах батарей на 30-й секунде не должно упасть ниже 9,0V. С этой задачей все справились успешно.

 СТХ18L-BS Kyoto.
Производитель – Тайвань.
Габаритные размеры: 205х89,4х162,5 мм.
Масса с электролитом – 7,5 кг, необслуживаемая.
В комплект поставки входит кассета с электролитом, крепеж и инструкция по приведению в действие и эксплуатации (на английском).
Цена – 3100 руб.
Эта батарея превысила заявленный показатель по емкости на 6,5Ah и показала лучшие результаты при 20-часовом разряде.
 


Европейские нормы куда жестче отечественных - они предполагают два испытания в стартерном режиме. В первом случае на батарею при температуре +25 подается нагрузка 180А, через 10 секунд напряжение на выводах должно быть не менее 7,5V. Так вот ни одна из испытуемых батарей с этой задачей не справилась (близкий к требуемому результат показал YB18L-A Kyoto - 7,4V ).

6МТС-18А1.
Производитель Россия – «Комсомольск-на-Амуре аккумуляторный завод».
Габаритные размеры: 187х91х162 мм.
Масса с электролитом – 6,24 кг. Необслуживаемая.
В комплекте поставки прилагается крепеж для подключения к электрической сети.
Цена – 445 руб.
Соответствует всем требованиям ГОСТа.
Лучшее соотношение «цена–качество».
 


Следующая европейская пытка: при нагрузке батарей током 108А в течение 1,5 мин падение напряжения в режиме "старт" должно быть не менее 6V. С этим справились все образцы. В заключение определяли фактические удельные характеристики батарей: какие из них надежны с точки зрения соотношения электрических показателей к массе и объему. В мотоциклетной технике эти характеристики важны.

YB18L-A Kyoto.
Производитель – предположительно Тайвань.
Габаритные размеры: 188х89,5х163 мм.
Масса с электролитом – 6,37 кг, сухозаряженная.
В комплекте поставки прилагается крепеж для подключения к электрической сети.
Цена – 2900 руб.
По совокупности характеристик – средний результат.
 


Определяли соотношение следующим образом. Показатель фактической емкости умножается на среднеразрядное напряжение, определенное в нескольких контрольных замерах при 20-часовом разряде и делится на фактическую массу или объем. Вот что получили, например, от аккумулятора-"японца". При емкости 18,6Ah, напряжении 11,82V и массе 5,5 кг вывели коэффициент 39,9Вт.ч/кг - средний результат. Надо сказать, это так себе - "тайванец" при огромной емкости - 24,5Ah, напряжении 11,9V и массе 7,5 кг "выдал" коэффициент еще ниже - 38,9 Вт.ч/кг. Но в результате простого сравнению японская батарея оказалась безусловным лидером теста по этому типу характеристик.

Результаты замеров характеристик приведены в таблице 2.

Все представленные аккумуляторные батареи соответствуют требованиям ГОСТ 959-91. Самые высокие удельные характеристики, посчитанные по фактической емкости при 20-часовом разряде и при стартерном режиме, показали YB18L-A Kyoto, YB18-A Yuasa и 518015018 Varta. 9

Примечание. Все аккумуляторные батареи куплены в торговой сети. Редакция не занималась проверкой подлинности информации о производителях.

 

Таблица 1   Результаты батарей на соответствие ГОСТу и ЕЕН

Вид испытаний

  Требования по ГОСТу 959-91

6МТС-18 А1

YВ18L-A Kyoto

YB18-A Yuasa

CTX18L-BS Kyoto

 518015018 Varta

Испытание на емкость

при 20 -часовом режиме разряда, Ah (min-max)

  Не менее 18Ah

19,3-20,0
 

20,7-22,7
 

  17,6-18,6

18,6-24,5
 

19,3-20,4


   
  
 
  
 

    
 Испытание стартерным режимом разряда
при t - (18+-1)0C и токе 90А
  Параметры разряда:
напряжение на выводах
на 30-й сек и начала
разряда не менее 9,0V
  9,0
  9,35
  9,35
  9,2
  9,3
 
  Продолжительность
разряда не менее 2,5 мин
  3,37
  4,2
  3,57
  2,5
  3,57
 
 I = 180A (в течении 10с), пауза 10с
  Напряжение на выводах
на 10-й сек от начала
разряда не менее 7,5 V
  6,4
  7,4
  7,1
  6,35
  7,3
 
 Разряд Ip= 108A До напряжения 6,0V
  Общая продолжительность
Разряда не менее 1,5 мин
  2,37
  2,65
  2,20
  1,5
  2,52
 
 

 

 Таблица 2   Фактические характеристики батарей
 
 
 Тип батареи и
фирма-
изготовитель
  Фактическая
емкость, Ah
  Среднее разрядное
напряжение, V
  Масса батареи
с электролитом, кг
  Объем
батареи,
дм 3
  Удельные характеристики
 
 
При 20-часовом
режиме разряда
  На стартерном
режиме разряда при
t= -18oC и токе Ip=90A
 
 
Вт.ч/кг
  Вт.ч/дм3
  Вт.ч/кг
  Вт.ч/дм3
 
 
 6 МТС -18А1 КнААЗ
  20,0
  11,83
  6,24
  2,78
  37,9
  85,1
  0,074
  0,167
 
 YВ18L-A Kyoto
  22,7
  11,81
  6,37
  2,77
  42,1
  97,8
  0,094
  0,219
 
 YB18-A Yumikron Yuasa
  18,6
  11,82
  5,5
  2,72
  39,9
  80,8
  0,092
  0,186
 
 CTX18L-BS Kyoto
  24,5
  11,9
  7,5
  2,98
  38,9
  97,8
  0,031
  0,077
 
 518015018 Varta
  20,4
  11,82
  5,88
  2,76
  41,0
  87,3
  0,085
  0,081

 

Владимир БЕЗРУКОВ

  Трассы  
     

  Страны      
     

© 2006 BikeTours.ru
Разработка сайта -
Студия BondSoft
return_links(); ?>